СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОГРАММИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЙ ИВТ И ИСТ ИНСТИТУТА МФТИТ ОШГУ

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.52754/16948610_2025_2_8

Ключевые слова:

мотивация студентов, программирование, ИВТ, ИСТ, образовательный процесс, сравнительный анализ, педагогика высшей школы, ОшГУ

Аннотация

В статье представлен подробный сравнительный анализ мотивации студентов Ошского государственного университета, обучающихся по направлениям «Информатика и вычислительная техника» (ИВТ) и «Информационные системы и технологии» (ИСТ), к изучению дисциплины программирования. В исследовании раскрываются различные аспекты мотивации, включая внутренние и внешние мотивы, определяющие степень заинтересованности студентов в овладении профессиональными навыками. Рассматривается влияние личных интересов, карьерных перспектив, преподавательского состава и особенностей образовательной среды на уровень и структуру мотивации. С использованием методов анкетирования и интервьюирования, в которых приняли участие 40 студентов (по 20 из каждого направления), выявлены как сходства, так и значимые различия в подходах и ожиданиях от процесса обучения. Авторами предложены практические рекомендации по повышению мотивации студентов и эффективности учебного процесса на основе проведённого анализа. Полученные результаты могут быть полезны преподавателям, методистам, представителям администраций вузов, а также исследователям в области педагогики и психологии высшей школы, заинтересованным в совершенствовании подготовки студентов технических специальностей.

Библиографические ссылки

Авазова, Г. Р. Пути повышения заинтересованности в изучении английский язык / Г. Р. Авазова // Вестник Ошского государственного университета. – 2023. – № 1. – С. 51-59. – DOI 10.52754/16948610_2023_1_7. – EDN TNTDHI. DOI: https://doi.org/10.52754/16948610_2023_1_7

Алибаев, Н. А., Омаралиева, Г. А., Абдумиталип уулу, К. (2021). Тестирование на платформе Kahoot как способ проверки знаний группы. Вестник Джалал-Абадского государственного университета, 3(48), 193–199.

Бугрименко, А. Г. (2006). Влияние внутренней и внешней мотивации на учебную активность студентов. Психологический журнал, 27(5), 45–53.

Гордеева, Т. О. (2013). Мотивация учебной деятельности студентов: структура и динамика. Вопросы психологии, 3, 35–45.

Двэк, К. (2009). Саморазвитие: психология успеха. М.: Альпина Паблишер.

Жарматова, Э. К. Вопросы мотивации студентов к учебной деятельности в высшей школе / Э. К. Жарматова // Вестник Ошского государственного университета. – 2022. – № 2. – С. 171-177. – DOI 10.52754/16947452_2022_2_171. – EDN MXGAQV.

Келдибекова, А. О. (2017). Особенности организации школьных геометрических олимпиад. Молодой ученый, 4(138), 73–76.

Макклелланд, Д. (2007). Общество достижений. М.: Аспект Пресс.

Омаралиев, А. Ч., Кадырова, Б. С. (2024). Проблемы использования информационных технологий в школах Кыргызстана. В Труды конференции (с. 317–322). Ош: Ошский государственный университет.

Омаралиева, Г. А. Роль социальных сетей в мотивации студентов первого курса во время дистанционного обучения / Г. А. Омаралиева, Г. С. Абдугулова, К. Маткалык Кызы // Вестник Ошского государственного университета. – 2021. – Т. 1, № 4. – С. 245-252. – DOI 10.52754/16947452_2021_1_4_245. – EDN ULKVZX.

Оморов, Ш. Д., Исаков, З., Салиева, С. А. (2024). Билим берүү мекемелерин башкарууда инновациялык технологияларды колдонуу. В XI Назаровдук педагогикалык окуулар: Эл аралык илимий-методикалык конференциясынын материалдары (с. 413–417). Ош: Ош мамлекеттик университети.

Райан, Р. М., Деси, Э. Л. (2000). Самодетерминация и фасилитация внутренней мотивации в человеческом поведении. Американский психолог, 55(1), 68–78.

Үкүева, Б. К. Мектеп окуучуларынын адабий окууга кызыгуусунун изилдөөнүн жыйынтыгы / Б. К. Үкүева, Г. К. Абдурахманова // Вестник Ошского государственного университета. – 2024. – No. 2. – P. 271-279. – DOI 10.52754/16948610_2024_2_26. – EDN QIHRRI. DOI: https://doi.org/10.52754/16948610_2024_2_26

Талипов, А. Т. Окутуунун жаӊы технологияларынан пайдаланып маалыматтык компетенттүүлүктү калыптандыруу / А. Т. Талипов, Д. А. Тагаева, А. Т. Ажибекова // Вестник Ошского государственного университета. – 2022. – No. 4. – P. 164-171. – DOI 10.52754/16947452_2022_4_164. – EDN QOXFKP.

Хекхаузен, Х. (2003). Мотивация и деятельность. СПб.: Питер.

Чаденкова, О. А. (2004). Структура мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов. Психологическая наука и образование, 4, 54–62.

Загрузки

Опубликован

25-06-2025

Как цитировать

Омаралиева , Г., Абдумиталип уулу , К., Жунусова , Г., & Санжар кызы , А. (2025). СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОГРАММИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЙ ИВТ И ИСТ ИНСТИТУТА МФТИТ ОШГУ. Вестник Ошского государственного университета, (2), 81–93. https://doi.org/10.52754/16948610_2025_2_8