ОТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА С РЕЛИГИЕЙ И ПРИНЦИП СВЕТСКОСТИ

Авторы

  • Тимур Козукулов Ошский государственный университет
  • Ибрахим Жумабай уулу
  • Мээрим Маметова Ошский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.52754/16947452_2022_3_94

Ключевые слова:

светское, лаицизм, религия, государство, конституция, Кыргызстан

Аннотация

В этой статье рассматривается понятие светскости, которая является одним из основных принципов Конституции Кыргызской Республики. Фундаментальное понятие светскости и интерпретации научной апробации все еще не имеют общего понятия. В Кыргызстане ученые или политики на кыргызском языке используют как «светский» или «светтик». Например, «светский мамлекет» или «светтик мамлекет». Светскость каждый интерпретирует в соответствии со своей политической культурой и идеологией. В западной научной литературе и в общественно- политической жизни как синоним термина светскость используется слово секуляризм. Использование слова «светский» распространено в постсоветских странах. Не редкость для ученых, которые на вопрос о том, что такое светскость, приписывают историю связанные с Ленином. Эта история, наверное, была выдумана. Термин светскость не рассматривается в научной литературе Кыргызстана. Следует отметить, что в постсоветском Кыргызстане термин светскость рассматривается только на основе политических взглядов. Отвечая на вопрос, какими должны быть понятие о светскости и принцип, можно сказать, что они не опираются на определения в мировой научной литературе. Этого не понимают даже служащие светского государства. Они считают и высказывают мнение, что государство и религия разделены. Такого же мнения и НПО (неправительственные организации). Они непреклонны в том, что государство не должно поддерживать религию.  В конституциях, принятых после апрельских событий, после дебатов по поводу того, как перевести слово светскость на кыргызский язык, была включена фраза «религия не вмешивается в деятельность органов государственной власти». Можно сказать, что это кыргызский перевод термина секуляризм (лаицизм), который был введен после Французской революции. В этой статье мы сравним и проанализируем научные определения термина светско-секуляризм. Также мы попытаемся определить, какой должна быть светское понятие в государстве и обществе.

Библиографические ссылки

Козукулов Т. (2018). Саясий ислам: тарыхтан учурга чейин. –Бишкек, Рекламир.

Останин А. В. (2010). Генезис идеи светской модели государства // Вестник Омского университета. Серия «Право».

Религиозная ситуация и религиозное образование в Кыргызстан: Анализ ситуации и предложение. (20014). Исследовательский отчет. Руководитель Суат Жебежи. – Бишкек.

Религия и радикализм в постсекулярном мире. (2017). /С.Амгар, А.М. Ахунов, И.Л. Бабич и др. Под ред Е.И. Филипповой и Ж.Радвани. –Москва: Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Горячая линия – Телеком.

Россия – Средняя Азия: Политика и ислам в конце XVII – в начале XXI века. (2013). Авторский коллектив: Ф.М. Мухаметшин (руководитель авторского коллектива), С.Н. Абашин, Д.Ю.Арапов, Б.М. Бабаджанов, В.А. Германов, В.А. Иванов, Р.Н. Шигабдинов.– Москва: Издательство Московский университет.

Руа О. (2018). Глобализированный ислам: в поисках новый уммы. –Москва: Фонд Марджани.

Ушаков В. (2005). Политический ислам в Центральной Азии. –Москва-Бишкек: Издательство КРСУ.

Altıntaş R. (2005). Din ve sekülerleşme. –İstanbul: Pınar yayınları.

Attas S. N. (2003). İslam Sekülerizm Ve Geleceğin Felsefesi. çev. M.E.Kılıç. –İstanbul: İnsan yayınları.

Hill M. (1973). A Sociology of Religion. – London: Published by Heinemann Educational Boks Ltd.

Kozukulov T. (2020). Bağımsızlık Öncesi Ve Sonrası Kırgız Toplumunda Din Ve Dinî Kurumlar Üzerine Bir Analiz. Hitit Üniversitesi İlahiyat Fakültesi Dergisi, 19/1, https://doi.org/10.14395/hititilahiyat.669036

Kozukulov T. (2017). Kırgızistan’da Devletin Din Siyaseti /The Religion Politics of the State in Kyrgyzstan. Akademik Hassasiyetler, 4 (7), https://dergipark.org.tr/en/pub/akademik- hassasiyetler/issue/29493/305489

Kozukulov T. (2015). Kirgizistan’da Dini Kurumsallaşma Ve Toplum. Ağrı İbrahim Çeçen Üniversitesi Sosyal Bilimler Enstitüsü Dergisi, 1 (1), . https://dergipark.org.tr/en/pub/aicusbed/issue/1518/18673

Köse A. (2001). Sekülerizm sorgulanıyor: 21.yüzyılda dinin geleceği. –İstanbul: Ufuk yayınlar.

Kiraman M.A. (2005). Din ve sekülerleşme. –Adana: Karahan yayınları.

Manaz A. (2005). Dünyada ve Türkiye’de siyasal islamcılık. -Ankara: Ayraç yayınları.

Sevinç Bayram. (2013). Kimlik mülteciliği: Bir kesinlik arayışı zemini olarak YDH’ler. (Refugee status of identity: NRMs as a ground of seeking certainty) //Uluslararası Sosyal Araştırmalar Dergisi (The Journal of International Social Research), volume 6, Issue 26.

Swatos, W. H., Chiristiano K. J. (1996). Secularization Theory: The Course of a Concept. //Sociology of Religion, 60 (3), Fall.

Pay S. (2015). Kırgızistan’da islam: Bir diriliş ve varoluş mücadelesi. –İstanbul: Emin

Загрузки

Опубликован

30-09-2022

Как цитировать

Козукулов, Т., Жумабай уулу, И., & Маметова, М. (2022). ОТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА С РЕЛИГИЕЙ И ПРИНЦИП СВЕТСКОСТИ. Вестник Ошского государственного университета, (3), 94–107. https://doi.org/10.52754/16947452_2022_3_94