СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПОЧТЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ПОКОЛЕНИЙ ПРИ ВЫБОРЕ РЕСТОРАНА: НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА БИШКЕК

Авторы

  • Адилет Темиракунов Кыргызско-Турецкий университет Манас
  • Надира Турганбаева Кыргызско-Турецкий университет Манас
  • Гулмира Cаматова Кыргызско-Турецкий университет Манас
  • Умит Сормаз Кыргызско-Турецкий университет Манас

DOI:

https://doi.org/10.52754/16948610_2025_3_0_13%20

Ключевые слова:

поколения, заведения общественного питания, факторы выбора ресторанов, деятельность, туризм

Аннотация

В данной статье рассматривается отношение различных поколений (Z, X, Y и бэби-бумеров) к заведениям общественного питания и их предпочтения при выборе. Методология. Путём анкетирования 210 респондентов, проживающих в городе Бишкек, были выявлены основные факторы, определяющие их предпочтения при выборе ресторанов. Исследование основано на эмпирических данных, собранных посредством опроса, и проанализировано с использованием количественного метода. Полученные результаты представлены в графическом виде, а особенности поведения каждого поколения интерпретированы сравнительным методом. Результаты исследования. Представители поколения Z ориентированы на социализацию и быстрое питание, придавая значение эстетике и скорости. Поколение X и бэби-бумеры, напротив, придерживаются более традиционных ценностей и чаще делают выбор в пользу ресторанов по семейным причинам. Поведение, связанное с оставлением чаевых, также тесно связано с этими поколенческими особенностями. Полученные выводы могут быть использованы в ресторанной практике, при разработке маркетинговых стратегий и улучшении качества обслуживания.

Библиографические ссылки

Азаренок, Н.В. (2009). “Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире”. Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна (сс. 110–112). Москва: Изд-во «Институт психологии РАН».

Воронцова, Ю.А. (2016). “Теоретическая основа теории поколений”. Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, т.3, №72, сс. 268-273.

Давыдова, Т.Е., Зыкова, Д.А. (2020). “Теория поколений: как найти общий язык в современном мире”. ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия, т. 17, №9, сс. 54-59.

Емельянова, Т.П., Белых, Т.В., Шабанова, В.Н. (2018). “Образы прошлого, настоящего и будущего у представителей поколения «бэби-бумеров»”. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, №3, сс. 75-85, DOI:10.18384/2310-7235-2018-3-75-85.

Зайцева, Н.А. (2015). “Теория поколений: мы разные или одинаковые?” Российские регионы: взгляд в будущее, т. 2, №3, сс. 220-236.

Кулакова, А.Б. (2018). “Поколение Z: теоретический аспект”. Вопросы территориального развития, № 2 (42), сс.1-10. DOI: 10.15838/tdi.2018.2.42.6

Мохова, С.Ю. (2017). “Иерархия в системе жизненных целей у представителей X, Y и Z-поколений”. Мир науки. Педагогика и психология, т. 5, №2, сс. 59-69.

Ожиганова, Е.М. (2015). “Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения”. Бизнес-образование в экономике знаний, №2, сс. 94-97.

Пономарева, Е.С. (2017). “Теория поколений”. Достижения науки и образования, т. 8, №21, сс. 55-56.

Семеновских, Т.В. (2014). “Феномен «Клипового мышления» в образовательной вузовской среде”. Интернет-журнал “Науковедение”, т. 5, № 24, сс. 134-143.

Якимова, З.В., Масилова, М.Г. (2017). “Поколение Z как потенциальный сегмент рынка труда”. Азимут научных исследований: педагогика и психология, т. 6, № 4(21), сс. 341-345.

Aşık, N. A. (2019). “X ve Z Kuşağı Tüketicilerin Yiyecek Tercihlerini Etkileyen Faktörler”. Journal of Tourism and Gastronomy Studies, Vol.7 (4), pp. 2599-2611. DOI: 10.21325/jotags.2019.489

Bose, A. (2022). “Why Do People Eat Out: Understanding the Motivations of Customers of Casual Dining Restaurants”. International Journal of Management, Vol.13 (11), pp. 74-95.

Ertürk, M. (2018). “Tüketicilerin dışarıda yemek yeme nedenleri”. Gaziantep University Journal of Social Sciences, Vol.17 (3), pp.1203-1224.

Fraikue, F.B. (2016). “Reasons for Eating out and Socio-Demographic Characteristics of Customers”. Proceedings of INCEDI Conference, (pp. 572-582), Accra-Ghana.

Özdemir, B. (2010). “Dışarıda Yemek Yeme Olgusu: Kuramsal Bir Model Önerisi. Anatolia”. Turizm Araştırmaları Dergisi, Vol. 21, №2, pp.218-232.

Rydell, S.A., Harnack, L.J., Oakes, J.M. (2008). “Why eat at fast-food restaurants: reported reasons among frequent consumers”. Journal of the American Dietetic Association, Vol.108 (12), pp. 2066-2070.

Taş, H., Kaçar, S. (2019). “X, Y ve Z Kuşağı Çalışanlarının Yönetim Tarzları ve Bir İşletme Örneği”. Uluslararası Toplum Araştırmaları Dergisi, Vol. 11, № 18, pp. 643-675. https://doi.org/10.26466/opus.554751

Загрузки

Опубликован

25-09-2025

Как цитировать

Темиракунов, А., Турганбаева, Н., Cаматова Г., & Сормаз, У. (2025). СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПОЧТЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ПОКОЛЕНИЙ ПРИ ВЫБОРЕ РЕСТОРАНА: НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА БИШКЕК. Вестник Ошского государственного университета, (3), 163–181. https://doi.org/10.52754/16948610_2025_3_0_13