ВЛИЯНИЕ ТРАДИЦИЙ КЫРГЫЗСКОГО И УЗБЕКСКОГО НАРОДОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ

Авторы

  • Зинагул Джоошбекова Ошский государственный университет
  • Орунбай Ажиматов Ошский государственный университет
  • Рахат Бекмуратова Ошский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.52754/16948610_2025_3_0_9%20

Ключевые слова:

ethnopedagogy, personality formation, traditions of the Kyrgyz people, traditions of the Uzbek people, family education, moral and ethical values

Аннотация

В данной статье рассматривается вопрос формирования личности ребенка через традиции кыргызского и узбекского народов. Анализируется, что традиции, рассматриваемые как культурная особенность каждого народа, существенно влияют на мировоззрение ребенка, укрепляют морально-этические ценности. Автор сравнивает традиции воспитания детей у кыргызского и узбекского народов, показывает их содержательные и воспитательные особенности. На примерах доказывает, что через такие обряды, как укладывание колыбели, наречение имени, обрезание, детям прививаются социальная ответственность, уважение к старшим, вера, скромность, честь. В статье также рассматриваются вопросы сохранения национальных образовательных систем в условиях глобализации и адаптации их к современному обществу. Результаты исследования свидетельствуют о том, что народные традиции являются важным фактором воспитания ребенка как личности, и даются рекомендации по использованию образовательных традиций в современных условиях.

Библиографические ссылки

Абдимиталип уулу, Н. (2022). “Обычаи, связанные с рождением ребенка у средневековых караханидов и современных кыргызов”. Вестник Ошского государственного университета, (3), 126–132. https://doi.org/10.52754/16947452_2022_3_126

Асаналиева, Г. (2019). Кыргыз элинин каада-салттары жана тарбиялык мааниси. Бишкек: Эл аралык илимий басмакана.

Дастанбек кызы, К., Мурзакметов, А. (2023). “Кыргыз макал-лакаптарында педагогикалык ойлордун берилиши”. Ош мамлекеттик университетинин Жарчысы. Филология, (1(1), 30–37. https://doi.org/10.52754/16948874_2023_1(1)_4

Джоошбекова, З.Р (2024). Болочок мугалимдерди көп маданияттуулукка тарбиялоонун педагогикалык шарттары (кыргыз-өзбек каада-салттарынын мисалында). Диссертация. Бишкек.

Исаев, А., Курбанов, Х. (2021). “Кыргыз жана өзбек элдик тарбиясынын салыштырма анализи”. Педагогика жана коом журналы, (3), 14–2.

Каада-салттар. Ак баталар (2003) [түз.: А. Акматалиев, К. Кырбашев, М. Өмүрбай уулу, Ө. Шаршеналиев]. Бишкек: Шам. ( Эл адабияты сер. ).

Мамыров, Т. (2017). Этнопедагогиканын негиздери. Бишкек: Академия.

Мурзакметов, А. К. (2015). Кыргыз-өзбек этномаданий жалпылыктары. Ош: Кагаз ресурстары.

Сарсенбаев, Н. С. (1974). Обычаи, традиции и общественная жизнь. Алма-Ата: Казахстан.

Сулайманова, Ш. Юнусов. (2018). Кыргыз жана өзбек элдик макал-лакаптар жыйнагы. (Ред. Ж.). Бишкек–Ташкент.

Суханов, И. В. (1976). Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Полит. лит.

Снесарев, Т. П. (1969) Реликты домусульманских верований и обрядов узбеков Хорезма. М.: Наука.

Стефаненко, Т.Г. (2009). Этнопсихология. М.

Турсунов, У. (2020). Ўзбек халқ педагогикасида маънавий тарбия масалалари. Ташкент: Маориф.

Херсковиц, М. (2007). Инкультурация индивидов. Москва.

Загрузки

Опубликован

25-09-2025

Как цитировать

Джоошбекова, З., Ажиматов , О., & Бекмуратова, Р. (2025). ВЛИЯНИЕ ТРАДИЦИЙ КЫРГЫЗСКОГО И УЗБЕКСКОГО НАРОДОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ. Вестник Ошского государственного университета, (3), 126–136. https://doi.org/10.52754/16948610_2025_3_0_9