ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ УЧИТЕЛЕЙ: ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.52754/16948610_2025_2_16

Ключевые слова:

эмоциональное выгорание, стрессовые факторы, психологическое истощение, навыки саморегуляции, социальная поддержка, профессиональное здоровье

Аннотация

В данной научной статье рассматривается феномен эмоционального выгорания  учителей, его основные причины, психологические и профессиональные проявления, а также пути его преодоления и профилактики.Эмоциональное выгорание характеризуется  психологическим истощением и снижением мотивации, возникающее в результате профессионального стресса. В статье проанализированы  и оценены такие факторы,  как условия труда учителей, общественное давление и высокие требования к профессиональному труду, которые влияют на эмоциональное состояние педагога.  Научная новизна статьи заключается в  предложении комплексного подхода к сохранению здоровья и профессиональной эффективности учителя, в рамках которого подчеркивается важность систем поддержки, навыков ответственного отношения  и саморегуляции, путей его преодоления и организационных мер для предупреждения этого состояния  на основе научных источников и личного опыта.

Библиографические ссылки

Bakker, A. B., Demerouti, E., & Schaufeli, W. B. (2000). Dual processes at work in a call centre: An application of the Job Demands–Resources model. European Journal of Work and Organizational Psychology, 9(1), 9–33.

Bakker, A. B., & Demerouti, E. (2007). The Job Demands-Resources model: State of the art. Journal of Managerial Psychology, 22(3), 309–328. DOI: https://doi.org/10.1108/02683940710733115

Brouwers, A., & Tomic, W. (2000). A longitudinal study of teacher burnout and perceived self-efficacy in classroom management. Teaching and Teacher Education, 16(2), 239–253. DOI: https://doi.org/10.1016/S0742-051X(99)00057-8

Chang, M.-L. (2009). An appraisal perspective of teacher burnout: Examining the emotional work of teachers. Educational Psychology Review, 21(3), 193–218. DOI: https://doi.org/10.1007/s10648-009-9106-y

Chifzhi, B. Importance of nature games for elementary school aged children / B. Chifzhi // Bulletin of Osh State University. – 2023. – No. 4. – P. 61-73. – DOI 10.52754/16948610_2023_4_7. – EDN MNHYVC. DOI: https://doi.org/10.52754/16948610_2023_4_7

Friedman, I. A. (2000). Burnout in teachers: Shattered dreams of impeccable professional performance. Journal of Clinical Psychology, 56(5), 595–606. DOI: https://doi.org/10.1002/(SICI)1097-4679(200005)56:5<595::AID-JCLP2>3.0.CO;2-Q

Greenhaus, J. H., & Powell, G. N. (2006). When work and family are allies: A theory of work-family enrichment. Academy of Management Review, 31(1), 72–92. DOI: https://doi.org/10.5465/amr.2006.19379625

Kabat-Zinn, J. (2003). Mindfulness-based interventions in context: Past, present, and future. Clinical Psychology: Science and Practice, 10(2), 144–156. DOI: https://doi.org/10.1093/clipsy/bpg016

Kyriacou, C. (2001). Teacher stress: Directions for future research. Educational Review, 53(1), 27–35. DOI: https://doi.org/10.1080/00131910124115

Maslach, C., & Jackson, S. E. (1981). The measurement of experienced burnout. Journal of Occupational Behavior, 2(2), 99–113. DOI: https://doi.org/10.1002/job.4030020205

Maslach, C., & Leiter, M. P. (2016). Burnout: The cost of caring. Cambridge: Malor Books. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-12-397045-9.00149-X

Salmela-Aro, K., Savolainen, H., & Holopainen, L. (2011). Depressive symptoms and school burnout during adolescence: Evidence from two cross-lagged longitudinal studies. Journal of Youth and Adolescence, 40, 973–988.

Schaufeli, W. B., & Bakker, A. B. (2004). Job demands, job resources, and their relationship with burnout and engagement: A multi‐sample study. Journal of Organizational Behavior, 25(3), 293–315. DOI: https://doi.org/10.1002/job.248

Schaufeli, W. B., & Enzmann, D. (1998). The burnout companion to study and practice: A critical analysis. London: Taylor & Francis.

Shirom, A. (2003). Job-related burnout: A review. In J. C. Quick & L. E. Tetrick (Eds.), Handbook of Occupational Health Psychology (pp. 245–264). Washington, DC: American Psychological Association. DOI: https://doi.org/10.1037/10474-012

Skaalvik, E. M., & Skaalvik, S. (2010). Teacher self-efficacy and teacher burnout: A study of relations. Teaching and Teacher Education, 26(4), 1059–1069. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2009.11.001

Takahashi, M. (2013). Emotional intelligence education in Japan: A practical model for teachers’ well-being. Asian Education Studies, 2(1), 45–52.

Taris, T. W., Le Blanc, P. M., & Schaufeli, W. B. (2005). Job stress, job performance, and burnout: New research directions in the burnout–performance relationship. Journal of Occupational Health Psychology, 10(2), 155–165.

Даминов, Т. Ш. Дене тарбияны спорт менен машыктыруу мектеп окуучуларынын спорттук маданиятын калыптандыруунун фактору катары / Т. Ш. Даминов // Вестник Ошского государственного университета. – 2021. – Vol. 2, No. 3. – P. 61-66. – DOI 10.52754/16947452_2021_2_3_61. – EDN SFGHUB.

Жарматова, Э. К. Стресс социалдык-психологиялык көйгөй катары / Э. К. Жарматова, А. Д. Эсеналиева // Вестник Ошского государственного университета. – 2022. – No. 3. – P. 149-156. – DOI 10.52754/16947452_2022_3_149. – EDN HIWPKY.

Жаштардын туура тамактанууга жана сергек жашоого болгон мамилеси / Т. М. Мамаев, Ф. Ф. Муйдинов, Р. Г. Гайназарова [et al.] // Вестник Ошского государственного университета. – 2024. – No. 3. – P. 20-33. – DOI 10.52754/16948610_2024_3_3. – EDN XUIFKV. DOI: https://doi.org/10.52754/16948610_2024_3_3

Рахманали, К. А. Балдарды тарбиялоодогу үй-бүлөнүн жана мектептин кызматташтыгы / К. А. Рахманали, А. Батыралиев // Вестник Ошского государственного университета. Педагогика. Психология. – 2022. – No. 1(1). – P. 17-22. – EDN CLATIT.

Токтогулова, Н. Ж. (2022). Мугалимдердин эмоционалдык чарчоосу жана анын кесиптик ишмердүүлүккө тийгизген таасири. Билим жана Илим журналы, №4, 42–45.

Эргешова, А. (2021). Мугалимдердин психологиялык абалын изилдөө жана колдоо жолдору. Педагогика жана психология илимий журналы, №2, 70–73.

Загрузки

Опубликован

25-06-2025

Как цитировать

Исманова , Н., & Абылкасымова , А. (2025). ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ УЧИТЕЛЕЙ: ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ. Вестник Ошского государственного университета, (2), 178–188. https://doi.org/10.52754/16948610_2025_2_16