НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

Авторы

  • Айжаркын Жунусакунова Нарынский государственный университет им.С.Нааматова https://orcid.org/0000-0002-5001-8132
  • Арзымкан Макеев Нарынский государственный университет им. С.Нааматова
  • Салидин Калдыбаев Международный университет Ала-Тоо https://orcid.org/0009-0004-5094-9916

DOI:

https://doi.org/10.52754/16948742_1(6)_3-2025

Ключевые слова:

общеобразовательная школа, компетентность, функциональная и математическая грамотность, учебный процесс, задачи, задания

Аннотация

В настоящее время общество предъявляет новый социальный заказ школе. Школа должна не только обеспечить ученика необходимыми знаниями, но и научить его находить информацию самостоятельно, успешно использовать полученную информацию в жизни. Эти же требования предъявляются и к математическому образованию. Такие требования вытекают из Целей устойчивого развития ЮНЕСКО, результатов исследования PISA, концепции перехода к 12-летнему образованию в Кыргызстане. В статье проанализированы аспекты, приведшие к появлению проблемы формирования функционально-математической грамотности учащихся в школьном образовании. При этом руководствуясь прикладным принципом в преподавании математики, были рассмотрены такие важные аспекты, как влияние глобализации на образование, соответствие требованиям важных документов, принятых после обретения Кыргызской Республикой независимости. Эти аспекты имеют теоретическое и практическое значение при изучении проблемы функциональной грамотности.

Библиографические ссылки

Байсалов, Ж. У. (1998). Научно-методические основы создания и использования модульного обучения в методической подготовке студентов – математиков в педвузе: дис….д-ра пед. наук:13.00.02, (237).

Барабанов, О. Н. & Лебедева, М. М. (2002). Глобализация и образование в современном мире. Глобализация: человеческое измерение, 54–77.

Бекбоев, И. Б. (1959a). Арифметические задачи с производственным содержанием (84).

Бекбоев, И. Б. (1959b). Геометрические задачи с практическим содержанием (92).

Бекбоев, И. Б. (1961). Алгебраические задачи с производственным содержанием (58).

Бекбоев, И. Б. (1964). К вопросу осуществления связи обучения математики с жизнью (132).

Бекбоев, И. Б. (1967). Задачи с практическим содержанием как средство раскрытия содержательно-прикладного значения математики в восьмилетней школе (156).

Бекбоев, И. Б. (2004). Инсанга багыттап окутуунун теориялык жана практикалык маселелери (342).

Бекбоев, И. Б. (2010). Материалдын маани-маңызын жеткире түшүндүрүп окутуу системасын түзүү (окуу материалын аңдап өздөштүрүүнүн жаңыча жолу). Известия Кыргызской академии образования: матер. международной научно-практической конференции “Состояние качества образования и его перспективы, 3–8.

Жунусакунова, А. Д. (2023). Формирование математической грамотности учащихся с помощью практико-ориентированных задач. Бюллетень науки и практики, (9(11)), 412–417.

Калдыбаев, С. К., Жунусакунова, А. Д., & Аттокурова, Ч. А. (2024). Функционалдык математикалык сабаттуулуктун маӊызы жана мааниси. Alatoo Academic Studies, (3), 126–136.

Калдыбаев, С. К. & Макеев, А. К. (2016). Использование местных материалов в обучении математике. Международный журнал экспериментального образования, (3(4)), 408–411.

Колягин, Ю. М. (1977). Задачи в обучении математике, (1), (108).

Колягина, Ю. М. (1980). Методика преподавания математики в средней школе: общая методика (368).

Келдибекова, А. О. & Сопуев, У. А. (2022). Формирование компетентностей школьников посредством компетентностно-ориентированных задач по математике. Журнал педагогических исследований, (5(1)), 67–73.

Кыргыз Республикасында билим берүүнү жана тарбиялоону 2020–2030-жылдарга карата өнүктүрүүнүн концепциясы (2021), (30).

Кыргыз Республикасынын мектептеринде предметтик билим берүүнү жаңылоонун концепциялары (1995). Кыргыз Республикасынын билим берүү жана илим министрлиги. Кыргыз билим берүү институту (328).

Мамбетакунов, Э. М. (2017). Таалим-тарбия процесси: теория, технология, практика (326).

Пойа, Д. (1970). Математическое открытие (448).

Примеры заданий по математике (2006), (42).

Учимся для жизни: отчет центра оценки в образовании и методов обучения об исследовании PISA – 2006, (2008), (220).

Шакиров, Р. Х., Буркитова, А. А. & Дудкина, О. И. (2012). Оценивание учебных достижений учащихся: методическое руководство (80).

Загрузки

Опубликован

2025-05-29

Как цитировать

Жунусакунова, А., Макеев, А., & Калдыбаев, С. (2025). НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ. Вестник Ошского государственного университета. Педагогика. Психология, (1(6), 22–31. https://doi.org/10.52754/16948742_1(6)_3-2025

Выпуск

Раздел

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ