ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ

Авторы

  • Салидин Калдыбаев Международный университет Ала-Тоо https://orcid.org/0009-0004-5094-9916
  • Жанара Байтуголова Дипломатическая академия Министерства Иностранных Дел Кыргызской Республики им. Казы Дикамбаева

DOI:

https://doi.org/10.52754/16948742_1(6)_9-2025

Ключевые слова:

образование, учебный процесс, оценка, проверка, контроль, диагностика, мониторинг, критерий

Аннотация

Статья призвана отразить важные аспекты педагогического оценивания. В настоящее время возросла роль оценки учебных достижений будущих учителей. Особенно этот вопрос стал выражаться ярко в рамках проблемы повышения качества высшего профессионального образования. Однако данный вопрос рассматривается как малоисследованная проблема в системе высшего образования Кыргызстана. Поэтому информирование педагогического сообщества об оценивании имеет как теоретическое, так и практическое значение. В статье представлены мысли античных и средневековых мыслителей, некоторые опыты оценивания, мнения отечественных и зарубежных исследователей по вопросам оценивания. Рассмотрен вопрос о сочетании оценки с понятиями проверки, контроля, диагностики и мониторинга, с зарубежными концепциями об эволюации. Приведены проблемы оценивания в высшем профессиональном образовании, некоторые недостатки, выявленные с помощью анкетирования, необходимость использования критериев в процессе оценивания, предложения ученых по совершенствованию оценивания.

Библиографические ссылки

Аванесов, В. С. (1994). Методологические и теоретические основы тестового педагогического контроля: дис. … д-ра пед. наук (339).

Ажыбаев, Д. М., Ашыров, Э. Т., Бекежанов, М. М. & Калдыбаев, С. К. (2006). Из опыта организации компьютерной диагностики знаний студентов. Инновационные образовательные технологии, (3), 21–29.

Архангельский, С. И. (1974). Лекции по теории обучения в высшей школе (286).

Акматалиев, А. А. (2009). Инновационные тенденции в системе оценивания учебной деятельности студентов: из

опыта реформирования учебной деятельности Нарынского государственного университета. Высшее образование Кыргызской Республики, (1(3)), 20–22.

Алыбаев, К. С. & Жакыбаалы уулу, У. (2007). Текущий и итоговый контроль: математическая модель системы выставления оценок. ЖАГУ жарчысы, (1), 11–14.

Алымова, А., Буркитова, А., Мыкыева, М. & Рыскулова, Ж. (2010). Оценивание учащихся: новые подходы и методы. Методическое пособие для учителей (156).

Амонашвили, Ш. А. (1984). Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. Педагогика. (206).

Байтуголова, Ж. А. (2010). О сущности понятий “контроль и оценка”. Азыркы мезгилдин педагогу: теория жана практика, 40–46.

Дейвис, Д. Л. (2002). Переворот в обучении и преподавании в системе высшего образования (Отрицательные и положительные последствия для относительно традиционного университета. Высшее образование сегодня, (6), 26–34.

Джуринский, А. Н. (1998). История зарубежной педагогики: учебное пособие для вузов (272).

Звонников, М. Б. & Челышкова, М. Б. (2009). Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие для студентов вузов (224).

Калдыбаев, С. К. (2007). Мониторинг как средство обеспечения качества образования. Вестник Иссык-Кульского университета, (18(2)), 251–256.

Калдыбаев, С. К. (2018). Проблемные ситуации в теории и практике оценивания. Alatoo Academic Studies, (3), 13–23.

Калдыбаев, С. К., Исакова, В. Т. & Эсеналиева, Г. А. (2018). Кыргыз Республикасында педагогикалык баалоонун

өнүгүшүнө таасир тийгизген факторлор. Alatoo Academic Studies, (2), 14–21.

Калдыбаев, С. К. (2003). Тестти окуу процессинде колдонуунун теориялык жана практикалык маселелери: монография (332).

Ломоносов, М. В. (1991). О воспитании и образовании (339).

Новиков, А. М. (2005). Методология учебной деятельности. Эгвес. (176).

Перовский, Е. И. (1960). Проверка знаний учащихся в средней школе (511).

Подласый, И. П. (1991). Педагогика. Новый курс, №1, (544).

Полонский, В. М. (1981). Оценка знаний школьников (96).

Турдубаева, Б. М. & Жолдошалиева, Н. С. (2007). Мотивация учебно-воспитательной деятельности студентов в ходе формирования личности будущего учителя. ЖАГУ жарчысы, (1), 14–17.

Хамзина, С. А. (2003). Оценка и оценивание в контексте современных проблем образования. Мектеп-школа (4), 31–45.

Чкуасели, К. & Лорткипанидзе, М. (2009). Система оценки знания в высшей школе. Georgian Elektronic Scientific Journal: Education Science and Psychology, (1(14)), 25–30.

Шакиров, Р. Х., Буркитова, А. А. & Дудкина, О. И. (2012). Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство (80). Билим.

Ширшова, И. А. (2013). Оценивание учебных достижений студентов: современные тенденции. Проблемы педагогики средней и высшей школы, (26(65)), 205–215.

Шишов, С. Е. & Кальней, В. А. (1998). Мониторинг качества образования в школе (354).

Загрузки

Опубликован

2025-05-29

Как цитировать

Калдыбаев, С., & Байтуголова, Ж. (2025). ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ. Вестник Ошского государственного университета. Педагогика. Психология, (1(6), 72–84. https://doi.org/10.52754/16948742_1(6)_9-2025