ИЗ ИСТОРИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭПОСА «МАНАС»

Авторы

  • Жылдызкан Канатбековна Абдиева Талаский государственный университет
  • Жаркынай Төлөгөнова Талаский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.52754/16948610_2023_2_13

Ключевые слова:

трилогия «Манас», общечеловеческие ценности, нематериальная культура, сказители, устная традиция

Аннотация

Трилогия «Манас» является золотой сокровищницей фольклора, отражающей исторический опыт и духовную жизнь кыргызов на протяжении двух тысячелетий.

В постановлении «О дополнительных мерах по изучению и популяризации трилогии эпоса «Манас» («Манас», «Семетей», «Сейтек») подчеркивается, что прочное установление демократического строя зависит от сохранения веры каждого человека.

                    Одной из стратегических целей государства должно стать восстановление традиционных духовно-нравственных, общечеловеческих ценностей, создание условий для планомерного развития нематериальной культуры народного творчества.

                    Кыргызский народ сохранил свою творческую традицию до сегодняшнего дня. Иметь устную традицию не значит «быть народом, еще не достигшим грамотности». Устная традиция – это форма культуры, утраченная грамотными народами.

                    В данной статье уделено внимание истории исследования эпоса «Манас», а также сохранению «Манаса», который передавался из поколения в поколение, сохранялся устами народа.

Библиографические ссылки

Абакиров К. “Манас” таануу илиминин калыптанышы жана өнүгүшү. – Үрүмчү: Шиңжаң «Манас» изилдөө борбору, 2016. – 377 б

Абдыракунов Т. Бабалардан калган сөз: Кыргыз фольклору жөнүндө макалалар.. – Фрунзе: Адабият, 1990. – 170 б. 9

Абрамзон С.Н. Кыргыздар жана алардын этногенетикалык жана тарыхый-маданий байланыштары. – Бишкек: Кыргызстан-Сорос фонду, 1999. -896

Айтматов Ч. Байыркы кыргыз рухунун туу чокусу –Манас /С.Орозбаковдун варианты боюнча. 1-китеп – Фрунзе, 1978

Ауэзов М.О. «Манас» – киргизская героическая поэма». – Алматы: Издательский дом «Жибек Жолу», 2011.

Байгазиев С. “Манас” эпосунун руханий, адептик-философиялык, патриоттук улуу дөөлөттөрү жана педагогикалык асыл нарктары. – Бишкек: ОсОО “Алтын Тамга”, 2014. – 600 б. 48. Байгазиев С. Манас таануу: «Манас» эпосунун руханий, адептикфилософиялык, патриоттук улуу дөөлөттөрү жана педагогикалык асыл нарктары – Бишкек: “Полиграфбумресурс, 2017. – 720 б. 49.

Байгазиев С. Улуу «Манас» – улутубуздун дил жана тил башаты.– Бишкек, 1995

Бернштам А.Н. Эпоха возникновения эпоса «Манас». – Москва: АН СССР, 1961.

Дор Реми. Манастын памирдеги үзүндүсү /француз тилинен которгон Л.Строилов. Даярдаган К.Ботояров. // Кыргыздар.– Бишкек, 1991. 465-491-бб.

Жолдошев Р. Сагымбай Орозбак уулу – тарыхчы-санжырачы // Манасчылар – кыргыз элинин руханий инсандары.. – Бишкек, 1993. – 69-70-бб.

Исаков Б. Манастын жети осуяты. – Бишкек, 1997.

Исаков Б., Өмүрбеков Т., Манас наама. Окуу китеби. – Бишкек, 2005. 751 бет.

Исаков Б., “Манас Алиппеси”. Бишкек.- 2021. 654 бет.

Кыдырбаева Р.З. Сагымбай Орозбаков «Манастын» салттарын сактап өнүктүрүүчүсү. – Бишкек, 1993. -11-18-бб.

Кыдырбаева Р.З Мезгилдер, муундар жана манасчы. – Китепте: Кыргыз адабиятынын тарыхы: «Манас» жана манасчылар. II том. А.Акматалиевдин жалпы ред.астында. II бас.– Бишкек, 2004.

Кыргыздар.1.том, Бишкек 1991. 466-бет.)

Манас. Энциклопедия, I-бөлүк Бишкек. – 1995.

Манас. Энциклопедия, II-бөлүк Бишкек. – 1995.

Сыдыкбеков.Т. Улуу манасчы С.Карала уулуна алкыш. Китепте: Алп манасчынын албан элеси. Б.1994.).

[https://sputnik.kg/20220423/manasty-zhajyltuu-zharlygy-1063891847.html].

Загрузки

Опубликован

29-06-2023

Как цитировать

Абдиева, Ж. К., & Төлөгөнова, Ж. (2023). ИЗ ИСТОРИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭПОСА «МАНАС». Вестник Ошского государственного университета, (2), 107–114. https://doi.org/10.52754/16948610_2023_2_13