ВИРТУАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ КАК ФОРМА ОПТИМИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
DOI:
https://doi.org/10.52754/16948742_2023_1(2)_1Ключевые слова:
физика, самостоятельная работа, виртуальные лабораторные работы, электронное учебно-методическое пособие, информационные технологииАннотация
В последнее время виртуальные физические лаборатории, виртуальный эксперимент, виртуальные лабораторные работы по физике – это перспективная область в физическом образовании, закономерно привлекающая к себе внимание обучающихся и педагогов. Актуальность внедрения виртуальных лабораторий в учебную практику обусловлена, отсутствием в существующих системах дистанционного обучения поддержки создания и использования виртуальных лабораторных работ по дисциплинам естественнонаучного профиля, в частности по физике. Однако в научной литературе недостаточно обнаружено исследований, подтверждающих эффективность использования виртуальных программ по физике при формировании развития профессиональных навыков обучающихся. В данной статье мы попытались проанализировать возможности применения виртуальных лабораторных работ по физике, как одну из составляющих элементов самостоятельной подготовки студентов к выполнению реальных лабораторных работ. Разработана методика выполнения виртуальных лабораторных работ, описана подготовка и проведение экспериментального обучения, а также приведён анализ его количественных и качественных результатов. Исследование показало, что использование виртуальных лабораторных работ по физике, позволил студентам показать эффективность выполнения работ, быстроту и высокую точность получаемых результатов, что подтверждает эффективность предлагаемой методики. Таким образом, студенты самостоятельно могут формировать практические умения и навыки в удобное для них время, не ограничивая себя временем и территориальной отдалённостью от образовательной организации. Важно отметить, что обучение на основе виртуальных лабораторных работ создаёт условия для эффективного проявления фундаментальных закономерностей мышления, способствует развитию и активизацию творческих способностей студентов и оптимизирует познавательный процесс обучения студентов. Кроме этого, у студентов появилась возможность развития навыков самостоятельной работы, повысился интерес к изучению физики.
Библиографические ссылки
Бровко, Н. А. (2019). Перспективы национального рынка труда в условиях развития цифровой экономики. Научные исследования в Кыргызской Республике, 4, 63–70. http://journal.vak.kg/wp-content/uploads/2020/10/Brovko-N.-A.-Perspektivy-nacionalnogo-rynka-truda-v-usloviyakh-razvitiya-cifrovoy-yekonomiki-63-70.pdf
Ильясова, А. У., Аренова, Г. У. & Никифорова, М. С. (2019). Использование технологии “е-learning” в обучении английскому языку. Научные исследования в Кыргызской Республике, 4, 210–217. http://journal.vak.kg/wp-content/uploads/2020/10/Ilyasova-A.U.-Arenova-G.U.-Nikiforova-M.-S.-210-217.pdf
Семенюк, Е. А. (2011). Организация лабораторного практикума при изучении физики в вузе. Международная научная конференция “Педагогика: традиции и инновации,” 2, 87–89. https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1070/
Султанова, С. (2022). Проблемы введения и пути решения удалённой формы обучения во время пандемии на карантине. Вестник Ошского государственного университета, (3), 166–175. https://doi.org/10.52754/16947452_2022_3_166
Полат, Е. С., Бухаркина, М. Ю., & Моисеева, М. В. (2004). Теория и практика дистанционного обучения (с. 416). Издательский центр “Академия.” https://academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_20163.pdf
Алексеев, Е. Н. (2015). Развитие дистанционного обучения и проблемы внедрения дистанционных образовательных технологий в высшей школе на современном этапе модернизации российского образования. Ученые записки Орловского государственного университета, 2(65), 251–252. https://oreluniver.ru/public/file/archive/201502.pdf
Халиуллин, Р., Маралов, О., Мамай уулу, Ж., & Зарылбек уулу, А. (2022). Решение задачи: из тетради на компьютер. Вестник Ошского государственного университета. Педагогика. Психология, (1), 35–55 https://journal.oshsu.kg/index.php/ped-psych/article/view/379
Акматбекова, А. Ж. (2017a) Роль электронных учебно-методических пособий в процессе организации самостоятельной работы студентов по физике. Вестник Московского государственного областного университета. Серия Педагогика, 3, с. 62-68. DOI: 10.18384/2310-7219-2017-3-62-68
Акматбекова, А. Ж. (2017b). Внедрение современных электронных средств в практику обучения физике. Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 120(7), 47–51. http://izvestia.vspu.ru/files/publics/120/47-51.pdf
Абдималик кызы, Н., Абдималик кызы, Ж. & Зулпукарова, Д. (2023). Способы разработки электронных учебников с использованием SAN RAW OFFICE. Вестник Ошского государственного университета, (1), 41–50. https://doi.org/10.52754/16948610_2023_1_6
Muhametjanova, G. & Akmatbekova, A. (2019). The Web-based Learning Environment in General
Physics Course in a Public University in Kyrgyzstan. Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education, 15(3). https://doi.org/10.29333/ejmste/100409
Акматбекова, А. Ж. (2017c). Тестирование как форма организации самостоятельной работы студентов по физике. Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 4, 9–13.
Бобылев, Ю. В., Грибков, А. И. & Романов, Р. В. (2016). О применении виртуального демонстрационного и лабораторного эксперимента по физике в высшей школе. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, 242(21).
Марченко, А. Л. & Освальд, С. В. (2010). Лабораторный практикум по электротехнике и электронике в среде Multisim: учебное пособие для вузов (с. 448). ДМК Пресс.
Ибрагимов, И. М. & Ковшова, А. Н. (2008). Информационные технологии и средства дистанционного обучения (с. 336). Издательский центр “Академия”
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Вестник Ошского государственного университета. Педагогика. Психология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.