ИНТЕГРАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА И ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ТРУДОВ АЛЬ-БЕРУНИ)
DOI:
https://doi.org/10.52754/16948742_2(5)_2-2024Ключевые слова:
методика математики, история математики, аль-Беруни, теория чиселАннотация
Статья посвящена вопросам интеграции исторических сведений в процесс обучения математике. Следует отметить, что история математики и методика преподавания математики являются вспомогательными предметами для постижения самой математики. В данном исследовании раскрывается вклад одного из величайших математиков средневекового мусульманского Востока Абу-Райхана Беруни в развитие науки математики. Автор акцентирует внимание на вопросах теории чисел, теоретической и практической арифметики и алгебры, так преподавателям математики школ и вузов следует обратить внимание на историко-математический компонент в методике изучения, и применять его на практике при преподавании математики. Статья может быть полезной учителям математики, преподавателям физико-математического вуза педагогического профиля, историкам науки, востоковедам-иранистам.
Библиографические ссылки
Абу-р-Райхан Ал-Беруни (1963). Книга об индийских рашиках / Пер. и примеч. Б. А. Розенфельда. Из истории науки и техники в странах Востока, вып. III. Москва: Восточная литература, 148–167.
Абурайхони Беруни (1973). Китоб-ут-тафхим ли авоили саноат-ит-танджим. Душанбе: Дониш, 287 (на тадж. яз.)
Абу Райхан Беруни. Книга вразумления начатками науки о звездах / Пер. с араб. Б. А. Розенфельд, А. Ахмедов. Избранные произведения. Т.6. Ташкент: Фан, (328).
Астролябия. Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия» [Электронный ресурс]. URL:
https://bigenc.ru/c/astroliabiia-b5ac34
Бодряков, В. Ю. (2023) Формирование межпредметной функциональной математической грамотности обучающихся при выполнении лабораторных работ по математике с историко-географическим контекстом. Вестник Ошского государственного университета. Педагогика. Психология, 2(3), 68-76. DOI 10.52754/16948742_2(3)_9-2023.
Варламова М. Н. (2019) Аристотель историк философии? История как метод наведения на первые начала. История философии. 24(1), 5–17.
Келдибекова А. О. (2016a) Проблема развития математической одаренности детей в системе основных образовательных структур. Вестник Ошского государственного университета, 3-4, 96-101.
Келдибекова А. О. (2016b) Применение интерактивных методов обучения на уроках истории. Вестник Ошского государственного университета, 3–4, 196–200.
Келдибекова, А. О., Байсалов Д. У. (2020) Метод математической индукции в олимпиадных задачах по математике. Вестник Ошского государственного университета, 1-4. 120-125.
Комили А.Ш. (2008) Тайны число π. Душанбе: Нодир (на тадж. яз.).
Komili (Komilov) A.Sh. (2014) Indian Mathematics of Abu Rayhan Berini. Beruni International Conference The 965th Death Anniversary of the Great Scholar of Iran and World Abu Rayhan Beruni. Dhaka, 14-16.
Комили А.Ш. (2018) Ключ арифметики (Мифтоху-р-риёзиёт). Душанбе: Эр-граф, (88). (на тадж. яз.).
Можаев П. Немного геометрии от Аль-Бируни. [Электронный ресурс]. URL: https://mevamevo.livejournal.com/525161.html
Останов К., Бекназарова Д. А., Адилова С. Р. (2019) Использование сведений о жизни и математическом наследии Беруни на уроках математики. Наука, образование и культура, 4 (38).
Рожанская М. М. (2002) О реконструкции полного текста трактата ал-Беруни об удельных весах. Историко-математические исследования, 7 (42). Москва: Янус-К, (378).
Розенфельд Б. А., Рожанская М. М., Соколовская З. К. (1973) Абу-р-Райхан ал-Беруни. Москва: Наука, (272).
Садыков Х.У. (1953) Беруни и его работы по астрономии и математической географии. Москва: Технико-теоретическое издательство, (152).
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Абдулхай Комили
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.