НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ ЖИВОПИСЬ
DOI:
https://doi.org/10.52754/16948823_2025_1(5)_12Ключевые слова:
колорит, цветовая гамма, композиция, пленэр, пейзаж, масляная живопись, живописьАннотация
В статье рассматриваются некоторые вопросы формирования художественно – эстетической грамотности учащихся через живопись. Отмечено, что в формировании художественной грамотности учащихся общеобразовательных школ живопись также может служить средством воспитания. Ученики учатся читать содержание живописных произведений в результате усвоения таких понятий, как основные цвета, цвета спектра, теплые и холодные цвета, цветовая гамма и колорит. Кроме того, описывается психологическое воздействие цветов на человеческое сознание и ясно показано, что использование таких свойств цветов при создании тематических композиций может значительно облегчить процесс художественного творчества. Дана информация о том, что живопись пробуждает внутреннюю душу ученика, развивает образное мышление, а также может способствовать формированию художественного вкуса. Также отмечены структурные компоненты художественно – эстетической грамотности, такие как художественное восприятие – понимание и влияние произведений искусства, эстетическое мышление – разработка концепций, оценок, связанных с красотой.
Библиографические ссылки
Бекбоев И.,Алимбеков А., Азыркы сабакты даярдап өткөрүүнүн технологиясы. Жалпы билим берүүчү мектептердин мугалимдери жана жогорку окуу жайларынын студенттери үчүн. – Б.: Улуу Тоолор, 2021. 192 б.
Адылбек Батыралиев “Педагогика” Жогорку жана орто окуу жайларынын педагогикалык адистиктеринин студенттери, магистранттары үчүн окуу куралы. Ош.2023.
Эшбаев М. Э. Сүрөт искусствосу боюнча терминдердин кыскача түшүндүрмө сөздүгү. Ош. 2020-ж.
Гончаров А.А. Көркөм искусствонун педагогикасы. Санкт-Петербург, 2005.
Педагогикалык изденүү А.Аманашвили, П 24 С. Н.Лысенкова, И.П.Волков, ж.б. Сөз башын жазган М.Н. Скаткин; Түз. И.Н.Баженова; котор. И.Бекбоев, А.Андашев, А. Ибраев.-Ф: мектеп, 1989.-608 б.
Кыргыз Республикасынын Билим берүү жана илим министрлиги. Көркөм билим берүү программасы. Бишкек, 2022.
Лебедев А.А. Сүрөт тартуу методикасы. Москва, 2010.
Байджуманов, Х. Пейзаж как вид живописи / Х. Байджуманов // Вестник Ошского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2023. – № 2(2). – С. 41-45. – DOI 10.52754/16948823_2023_2(2)_7. – EDN NVRLGK.
Ысмайылов, М. З. Ош облусундагы көркөм сүрөт өнөрүнүн өнүгүү тарыхы / М. З. Ысмайылов, М. Л. Мамазаиров, К. Ж. Мамарайимов // Вестник Ошского государственного университета. – 2022. – No. 2. – P. 207-213. – DOI 10.52754/16947452_2022_2_207. – EDN KOWRUR.
Курбанбаев, К. А. Кыргыз элинин көркөм сүрөт искусствосу / К. А. Курбанбаев, А. М. Ахмеджанова, Д. А. Ыразаков // Вестник Ошского государственного университета. – 2020. – No. 1-3. – P. 290-294. – EDN GOMAWD.
Курбанбаев, К. А. Мораль менен искусствонун өз ара байланышы / К. А. Курбанбаев, А. М. Ахмеджанова // Вестник Ошского государственного университета. – 2021. – Vol. 1, No. 3. – P. 252-258. – DOI 10.52754/16947452_2021_1_3_252. – EDN NXLZCN.