ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ КУЛЬТУРЫ: ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ НАРОДОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РЕГИОНЕ КЫРГЫЗСТАНА В ДРЕВНИХ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ ВЕКАХ

Авторы

  • Кубатбек Шакиевич Табалдыев Кыргызско-Турецкий университет «Манас»
  • Таалайбек Камбарович Абдиев Кыргызско-Турецкий университет «Манас»

DOI:

https://doi.org/10.52754/16948874_2024_1(3)_1

Ключевые слова:

национальный головной убор, калпак, саки-тиграхауда, петроглифы, этимология

Аннотация

Национальный головной убор является образцом народной материальной культуры. Традиционные головные уборы каждого народа проходят схожие этапы, известные по археологическим и этнографическим материалам. Через эти этапы прошел и калпак, которая является головным убором кыргызов. Формы калпака изображены в виде петроглифов, картин и барельефов древности, средневековья и современности. В статье использован метод ретроспективного исследования калпака как единого явления с использованием различных взаимодополняющих источников, таких как археология, этнография и фольклор. Кроме того, в статье предпринята попытка интерпретации этимологии названия “калпак”.

Библиографические ссылки

Бичурин, Н.Я. (1950). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Том. 1. Москва-Ленинград: Изд-во Акад. наук СССР.

Вяткина, К.В. (1960). «Монголы Монгольской Народной Республики. (Материалы историко-этнографической экспедиции Академии наук СССР и Комитета наук МНР 1948-1949 гг.)». Восточно-азиатский этнографический сборник. Труды ИЭ. Новая серия. Т. 60. Москва, Ленинград: Изд-во Акад. наук СССР. [Ленингр. отд-ние], сс. 159-271.

Довойн, Баяр. (1991). Каменные изваяния Восточной Монголии. Автореферат канд. дисс. Улан-Батор.

Жумакунова, Г. (2006). Бытовая лексика эпоса «Манас» в сравнительно-историческом освещении. Бишкек: Илим.

Караев, О. (1994). Восточные авторы о кыргызах. Бишкек: Кыргызстан.

Кюнер, Н.В. (1961). Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. Москва: Издательство восточной литературы.

Орузбаева, Б.О. (1958). Кыргыз тилиндеги сөз жасоочу аффикстер: Кыскача маалымат. Фрунзе: Илим.

Полосьмак, Н.В. (2001). Всадники Укока. Новосибирск: «ИНФОЛИО-пресс».

Полосьмак, Н.В., Молодин, В.И. (2000). «Памятники пазырыкской культуры на плоскогорье Укок». Археология, этнография и антропология Евразии 4 (4).

Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. (1957). Редакция, вступительная статья и примечания Н.П. Шастиной. Москва: Гос. изд-во геогр. лит-ры.

Савинов, Д.Г. (2002). Ранние кочевники Верхнего Енисея (археологические культуры и культурогенез). СПб.: Издательство С. Петербургского университета.

Самашев, З., Базарбаева, Г., Жумабекова, Г. и Сунгатай, С. (2000). Берел. Алматы.

Севортян, Э.В. (1974). Этимологический словарь тюркских языков: Общетюркские и межтюркские основы на гласные. Москва: Наука.

Тишкин, А.А., Горбунов, В.В., и Казаков, А.А. (2002). Курганный могильник Телеутский взвоз-I и культура населения Лесостепного Алтая в монгольское время: Монография. Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та.

Юдахин, К.К. (1965). Киргизско-русский словарь. Москва: Советская энциклопедия.

Die Mongolen und ihr Weltreich. (1989). Еd. by Arne Eggebrecht, Eva Eggebrecht, Manfred Gutgesell, Hansgerd Göckenjan, Walter Heissig, Claudius C. Müller, Erhard Rosner, Michael Weiers. Philipp von Zabern in Herder.

Загрузки

Опубликован

2024-08-15

Как цитировать

Табалдыев, К. Ш., & Абдиев, Т. К. (2024). ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ КУЛЬТУРЫ: ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ НАРОДОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РЕГИОНЕ КЫРГЫЗСТАНА В ДРЕВНИХ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ ВЕКАХ. Вестник Ошского государственного университета. Филология, (1(3), 1–11. https://doi.org/10.52754/16948874_2024_1(3)_1