РЕФЛЕКЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ЭСТЕТИКЕ СУФИЗМА

Авторы

  • Эламан Жалалов Ошский государственный университет
  • Охиста Назарова Ошский государственный университет
  • Турдугул Карыбекова Ошский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.52754/16948823_2023_1(1)_1

Ключевые слова:

абсолютное бытие, гедонистическая музыка, догмы ислама, природа поэзии, музыкальное искусство, катарсис, неоплатоновское учение, суфизм, эстетическая гармония, этическая норма

Аннотация

В эстетической концепции суфизма из всех видов искусства особое место занимала музыка. В понимании сущности музыки и её оценке идея суфизма противостояла исламской идеологии. Ислам, как нам известно, не любит никакой музыки, в преклонении перед Аллахом применение музыки запрещается. Поэтому эстетика суфизма сначала отказалась от музыки, но постепенно оценили и начали применять понемногу. По мнению приверженцев этого течения музыка относится к Чистому миру, т.е. миру Бога, это гармония духа Бога, поэтому она поможет людям в понимании Бога, спасает их от плохого поведения. Эстетика суфизма согласно своим идеалам чётко отличали форму и содержание от поэзии. Поэтическое произведение должно быть эмоциональным и легко воспринимаемым. Содержание стиха – это, прежде всего, обнаружение духовной силы создателя, человек соединяется с этим духом и очищается. Форма произведения – отражение абсолютного бытия в виде предмета материального мира. Для суфистов поэзия не только чистые, приятные форма и ритм, сложение рифм, это естественное проявление потребности внутреннего мира, умение разуметь красоту и прекрасное, достижение их. Суфийские стихи сочиняли крупные арабские, персидские, тюркские и азербайджанские поэты (Аттар, Саади, Руми, Хафиз, Ниязи, Джами, Насими). Их поэзия связана с символикой, это дало возможность выразить резкие мнения, не боясь изгнания.

Библиографические ссылки

Аль Сардади (Кардауи) Юсеф. Ислам: дозволенное и запретное. [Текст] / Аль Сардади (Кардауи) Юсеф. /Пер. с араб. З. Арухова, Р. Гаджиева. – Алматы: Онер, 1994. – 142 с.

Веймарн Б. В. Искусство арабских народов (средневековый период). [Текст] / Б.В. Веймарн – М.: Искусство, 1960. – 199 с.

Джами А. Весенний сад. [Текст] /А. Джами. – Душанбе: 1964. – С. 53-54.

Ислам. Историографические очерки. – М.: Главная редакция Восточной литературы, 1991. – 288 с.

Курбанмамадов А. Эстетическая доктрина суфизма (опыт критического анализа). [Текст] /А. Курбанмамадов. – Душанбе: 1987. – С. 23.

Козубаев, О., Ыразаков, Д., & Камбарова, Н. (2023). Проблемы духовности в современной музыке. Вестник Ошского государственного университета, (1), 170-178. https://doi.org/10.52754/16948610_2023_1_21. EDN: XIKOTG.

Лирика. Из Персидско-Таджикской поэзии. Рудаки, Ибн Сина, Насир Хосров и др. – М.: Худож-я литература, 1987. – 462 с.

Матякубов О. Аль–Фараби об основах музыки Востока. [Текст] /О. Матякубов. – Ташкент: Фан, 1986. – 86 с.

Рудаки. Стихи. [Текст] /Рудаки. – М.: 1963. – С 44

Сагадеев А. В. Эстетические взгляды арабов средневековья. //Очерки истории эстетических учений. [Текст] /А.В. Сагадеев. – М.: 1963.

Загрузки

Опубликован

2023-11-15 — Обновлена 2023-11-15

Версии

Как цитировать

Жалалов , Э., Назарова , О., & Карыбекова , Т. (2023). РЕФЛЕКЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ЭСТЕТИКЕ СУФИЗМА. Вестник Ошского государственного университета. Философия. Социология. Политология, (1(1), 1–6. https://doi.org/10.52754/16948823_2023_1(1)_1