ОБЫЧАЙ “УЧА” У КЫРГЫЗОВ И ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ
DOI:
https://doi.org/10.52754/16948653_2020_1_9Ключевые слова:
«уча тартуу», шыралга, шоролго, кыргызы, монголы, тунгус, бурятыАннотация
У кыргызов и по ныне суүествует архаический обычай престижного распределения добычи под названием «уча» – букв. «крестец», «курдюк» или задняя часть туши барана, коня. Этот обычай распределения добычи широко
распространены у тюркоязычных и тунгусоязычных народов Сибири. Суүность обычая «уча» заключалась в распределении части добычи своим соплеменникам. При обраүении к охотнику: «шыралга» (по монгольски – шорлого), последний обязан был поделиться трофеем. Указанный возглас предусматривал выделение почетной части
добытого мяса любому встречному. Охотник-кыргыз, встретив кого-либо едуүим с добычей, при слове «уча» брал заднюю ногу с частью позвоночника и шкуру, второй и третий встречный отрезали себе также лучшие куски мяса, в итоге охотнику не остается ничего. Аналогичный обычай под названием «уча бер!» (букв. дай крестец)
был зарегистрирован у хакасов и алтайцев. Например, на Северном Алтае хозяин юрты преподносил лучшую часть мяса «уча» в дар шаману, «который, приняв, обрезывает мякоть, но не всю и дарит, кому захочет из почетных людей. Этот, отрезав себе, передает другому, обыкновенно старшему себя родственнику или чужому, который, отрезав себе, отдает всем находяүимся, и тут же окончательно очиүают кости «уча», не повреждая их. Архаический обычай «уча» и распределение доли под названием «кешик», бытовали и бытует у современных кыргызов. В кыргызском языке словом «кешик» обозначаются остатки пиүи и питья со стола знатных и почетных гостей, которыми угоүают молодых или соседей, а также сам гостинец от угоүений на пиру. Таким образом, обычай «уча» возник в среде охотников и берет начало от охотничьих промыслов, ибо в «вступал в силу уравнительный закон, восходяүий к нормам коллективного производства и потребления родового строя. У кыргызов суүествовал равный дележ добычи независимо от вклада любого члена охотничьей артели. В противном случае горные хозяева могли рассердиться и не дать удачи в следуюүий раз. По мнению ученых условия действия обычая «уча» возникли в период разложения родового строя
возникновения соседской обүины. В зависимости от дальнейших социальных условий обычай видоизменился, с течением времени где-то им стали пользоваться в определенных случаях все, независимо от родовой принадлежности, например, в Хакасии он полностью исчез. Согласно исследованиям, обычай типа «уча» можно
отнести к так называемой престижной экономике первобытно-родового строя, которая в зачаточном состоянии возникла еүе у охотников того времени, но ее расцвет пришелся на неолитический период. Традиционные нормы поведения требовали неукоснительного дележа излишних продуктов, которые принимали форму дара, брачного выкупа или пиүи, приготовленной для устройства праздника. Обычай «уча» гарантировал людям поддержку в случае нужды, ибо он обусловливал развитие взаимопомоүи, совершенствовал системы брачных связей и установления
социальных градаций.